Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, является одним из общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 2 Трудового кодекса РФ).
Осуществление надзора за исполнением законодательства об оплате труда является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Российской Федерации.
Нарушения законодательства об оплате труда в большей степени выявляются прокурорами при рассмотрении обращений граждан о нарушении трудовых прав и при проведении проверок деятельности предприятий на данном направлении.
С целью обеспечения гарантий правовой защиты трудовых прав законодательством Российской Федерации прокурору предоставлен ряд полномочий по принятию мер прокурорского реагирования в отношении работодателей, допустивших нарушения законодательства об оплате труда.
Наиболее эффективным способом защиты трудовых прав граждан является обращение прокурора в суд в интересах работников, пострадавших от действий недобросовестных работодателей.
Как правило, обращение прокурора в интересах работников в суд сводится к спору о сумме подлежащей выплате заработной платы либо требованию о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации как работник, так и прокурор имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы или других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.
Пропуск срока исковой давности при обращении в прокуратуру города граждан за защитой своих нарушенных прав по возникшим трудовым спорам исключает возможность принятия прокуратурой мер по судебной защите прав заявителя.
Необходимо отметить, что основанием для предъявления искового заявления прокурора в защиту трудовых прав лица является письменное заявление гражданина в прокуратуру.
Не менее действенной мерой пресечения нарушений трудовых прав граждан является привлечение виновных лиц к административной ответственности.
В случае выявления нарушений закона об оплате труда прокурор праве возбудить дело об административном правонарушении и направить материалы проверки в Государственную инспекцию труда для привлечения работодателя к административной ответственности.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права – статья 5.27, в том числе за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством – ч. 6 ст. 5.27.
В свою очередь, повторное в течение года нарушение законодательства об оплате труда может повлечь за собой дисквалификацию должностного лица на срок от 1 года до 3 лет.
В случае, если организацией нарушены права работников в сфере оплаты труда, регламентированные коллективным договором (соглашением), работодатель по постановлению прокурора может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, прокурор обладает полномочиями внесения представлений в адрес руководителей предприятий, допустивших нарушения трудового законодательства, с требованием незамедлительного устранения нарушений закона, недопущения подобных нарушений в будущем, устранения причин и условий, способствующих допущенным нарушениям.
В случаях бездействия учредителя муниципального предприятия по проведению ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства, предусмотренного ст. 353.1 Трудового кодекса РФ, в отношении подведомственной ему организации органами прокуратуры практикуется внесение представлений учредителю и привлечение его должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ситуации, когда работодателем еще не допущены нарушения закона, однако имеются достаточные данные полагать о намерении совершения им каких-либо нарушения закона, прокурор вправе объявить предостережение руководителю организации.
За нарушения законодательства об оплате труда, в частности, за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат предусмотрена и уголовная ответственность (статья 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
При наличии признаков состава данного преступления прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в следственные органы направляются материалы проверки в для решения вопроса об уголовном преследовании».
Заместитель прокурора города
младший советник юстиции
Э.И. Шафиков
Новости
| Объявления
|
Представительства в социальных медиа | ||