Информация от 06 октября 2025 года
Подлежат ли возврату (обмену)
книжные издания?!
В консультационный центр по защите прав потребителей периодически поступают обращения граждан, касающиеся возможности
вернуть денежные средства за приобретенные товары по различным причинам. Накануне нового учебного года участились вопросы, касающиеся возврата книг и учебных пособий. В связи с чем, хотелось бы обратить внимание потребителей на правила возврата (обмена) книжных изделий. Нередко в книжных магазинах можно встретить объявление о том, что книги обмену и возврату не подлежат. А при покупке продавцы утверждают, что если учебные (книжные) издания не подойдут (не понравятся), то потребитель сможет смело вернуть или обменять товар. Так ли это?! Можно ли вернуть книгу или учебник в магазин и в каких случаях? Попробуем пояснить в данной статье. Большинство потребителей убеждены в
том, что если они приобрели «неподходящий» товар, то его можно вернуть в течение 2-х недель без каких-либо ограничений, однако это не так. Помните! Не все товары можно вернуть (обменять)! Существует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату). Он утверждён постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2463. К п.14 вышеуказанного перечня относятся непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Таким образом, книги и учебники относится к невозвратным товарам, если они надлежащего качества. Соответственно, потребителю могут отказать в возврате или обмене товара если не подошел шрифт или не понравились иллюстрации в книге, учебник не того автора. Если потребитель ошибочно приобрел не ту книгу (учебное пособие), которая была необходима (другой автор, другое издательство), или книга просто разочаровала потребителя, то в указанных случаях, отказ продавца в обмене или возврате денежных средств, также будет правомерен. Если же книга или учебное пособие приобретены дистанционным способом (на маркетплейсе), то в соответствии со ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» №2300- 1, вернуть заказанный онлайн товар можно в любое время до его передачи, а после передачи в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара. При этом потребителем должны быть соблюдены определенные условия: сохранен товарный вид учебника, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. Можно ли вернуть книгу с недостатком (дефектом)? Обращаем Ваше внимание! Основной причиной по которой можно вернуть непериодические издания (книги, учебные пособия), является их ненадлежащее качество (производственный брак). К таким недостаткам могут быть отнесены (перепутанные, перевернутые, пропущенные, склеенные страницы; потеря элементов изображения; повреждение текста иные дефектами, из-за которых текст является нечитаемым и другие). Если же обнаружен дефект в виде мятых или порванных страниц, которые могли возникнуть только в результате механического повреждения, то рекомендуем сразу же отказаться от покупки, так как в дальнейшем (после выхода с магазина) доказать, что этот
дефект возник до передачи вам товара будет уже невозможно.При обнаружении недостатка потребитель на основании п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 имеет право предъявить одно из следующих требований: - заменить товар на аналогичный, на какой-то другой, с соответствующим перерасчетом покупной цены;-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; -отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы Данные требования могут быть предъявлены в течение всего гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумные сроки в пределах двух лет. При наличии недостатков в книге (учебнике) потребителю необходимо обратиться в адрес продавца с письменной претензией, составленной в свободной форме в 2-х экземплярах. Один экземпляр претензии отдается продавцу, а второй с отметкой о принятии (дата, подпись продавца) остаётся у покупателя, как доказательство предъявления требования в рамках закона. Претензию можно передать лично по месту совершения покупки либо направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу продавца. Продавец обязан исполнить требования потребителя в сроки, установленные действующим законодательством.В связи с чем, при приобретении книг и иных непериодических изданий надлежащего качества, необходимо помнить, что такие издания не подлежат обмену или возврату, поэтому рекомендуем внимательно отнестись к их выбору и тщательно просматривать и проверять перед совершением покупки, в том числе на наличие механических повреждений (пятен, царапин, загнутых листов), чтобы избежать в дальнейшем неприятной ситуации.
Информация подготовлена
специалистами Консультационного
центра по защите прав
потребителей ФБУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Иркутской области
Сообщение о возможном установлении публичного сервитута
Министерство энергетики Российской Федерации: Сообщение о возможном установлении публичного сервитута: Строительство и эксплуатация объекта электросетевого хозяйства федерального значения: ВЛ 220 кВ Пеледуй - Сухой Лог № 3
Объявление от 09 сентября 2025 года
Безопасность населения на водных объектах в летний период 2025 года
Безопасность населения на водных объектах в летний период 2025 года
Информация от 23 июня 2025 года
Прокуратура разъясняет порядок уплаты штрафа инвестором в случае нарушения условий договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов
Прокуратура разъясняет порядок уплаты штрафа инвестором в случае нарушения условий договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов
Информация от 30 сентября 2025 года