Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области информирует: Подлежат ли возврату (обмену) книжные издания?!

Информация от 06 октября 2025 года

Подлежат ли возврату (обмену)
книжные издания?!
В консультационный центр по защите прав потребителей периодически поступают обращения граждан, касающиеся возможности
вернуть денежные средства за приобретенные товары по различным причинам. Накануне нового учебного года участились вопросы, касающиеся возврата книг и учебных пособий. В связи с чем, хотелось бы обратить внимание потребителей на правила возврата (обмена) книжных изделий. Нередко в книжных магазинах можно встретить объявление о том, что книги обмену и возврату не подлежат. А при покупке продавцы утверждают, что если учебные (книжные) издания не подойдут (не понравятся), то потребитель сможет смело вернуть или обменять товар. Так ли это?! Можно ли вернуть книгу или учебник в магазин и в каких случаях? Попробуем пояснить в данной статье. Большинство потребителей убеждены в
том, что если они приобрели «неподходящий» товар, то его можно вернуть в течение 2-х недель без каких-либо ограничений, однако это не так. Помните! Не все товары можно вернуть (обменять)! Существует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (возврату). Он утверждён постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2463. К п.14 вышеуказанного перечня относятся непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Таким образом, книги и учебники относится к невозвратным товарам, если они надлежащего качества. Соответственно, потребителю могут отказать в возврате или обмене товара если не подошел шрифт или не понравились иллюстрации в книге, учебник не того автора. Если потребитель ошибочно приобрел не ту книгу (учебное пособие), которая была необходима (другой автор, другое издательство), или книга просто разочаровала потребителя, то в указанных случаях, отказ продавца в обмене или возврате денежных средств, также будет правомерен. Если же книга или учебное пособие приобретены дистанционным способом (на маркетплейсе), то в соответствии со ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» №2300- 1, вернуть заказанный онлайн товар можно в любое время до его передачи, а после передачи в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3-х месяцев с момента передачи товара. При этом потребителем должны быть соблюдены определенные условия: сохранен товарный вид учебника, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки. Можно ли вернуть книгу с недостатком (дефектом)? Обращаем Ваше внимание! Основной причиной по которой можно вернуть непериодические издания (книги, учебные пособия), является их ненадлежащее качество (производственный брак). К таким недостаткам могут быть отнесены (перепутанные, перевернутые, пропущенные, склеенные страницы; потеря элементов изображения; повреждение текста иные дефектами, из-за которых текст является нечитаемым и другие). Если же обнаружен дефект в виде мятых или порванных страниц, которые могли возникнуть только в результате механического повреждения, то рекомендуем сразу же отказаться от покупки, так как в дальнейшем (после выхода с магазина) доказать, что этот
дефект возник до передачи вам товара будет уже невозможно.При обнаружении недостатка потребитель на основании п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» №2300-1 имеет право предъявить одно из следующих требований: - заменить товар на аналогичный, на какой-то другой, с соответствующим перерасчетом покупной цены;-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; -отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы Данные требования могут быть предъявлены в течение всего гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумные сроки в пределах двух лет. При наличии недостатков в книге (учебнике) потребителю необходимо обратиться в адрес продавца с письменной претензией, составленной в свободной форме в 2-х экземплярах. Один экземпляр претензии отдается продавцу, а второй с отметкой о принятии (дата, подпись продавца) остаётся у покупателя, как доказательство предъявления требования в рамках закона. Претензию можно передать лично по месту совершения покупки либо направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по юридическому адресу продавца. Продавец обязан исполнить требования потребителя в сроки, установленные действующим законодательством.В связи с чем, при приобретении книг и иных непериодических изданий надлежащего качества, необходимо помнить, что такие издания не подлежат обмену или возврату, поэтому рекомендуем внимательно отнестись к их выбору и тщательно просматривать и проверять перед совершением покупки, в том числе на наличие механических повреждений (пятен, царапин, загнутых листов), чтобы избежать в дальнейшем неприятной ситуации.
Информация подготовлена
специалистами Консультационного
центра по защите прав
потребителей ФБУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Иркутской области

СРОЧНО НОВОСТИ

На официальном Портале Иркутской области проводится онлайн-опрос: "Оценка деятельности органов местного самоуправления"

На официальном Портале Иркутской области проводится онлайн-опрос: "Оценка деятельности органов местного самоуправления", ссылка на онлайн-опрос (https://irkobl.ru/#pos-voting)

Подробнее

Информация от 19 ноября 2025 года

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Профилактика правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий

Профилактика правонарушений и преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий

Подробнее

Новость от 27 ноября 2025 года

О проведении месячника качества и безопасности мяса и иной продукции животного происхождения на территории Жуинского сельского поселения

О проведении месячника качества и безопасности мяса и иной продукции животного происхождения на территории Жуинского сельского поселения

Подробнее

Объявление от 07 ноября 2025 года

Телефонные мошенники

Телефонные мошенники

Подробнее

Видеоновость от 19 марта 2025 года

Безопасность населения на водных объектах в осенне-зимний период 2025-2026 г.г.

Безопасность населения на водных объектах в осенне-зимний период 2025-2026 г.г.

Подробнее

Информация от 17 ноября 2025 года

Прокуратура разъясняет о дополнении обстоятельств, отягчающих наказание

Прокуратура разъясняет о дополнении обстоятельств, отягчающих наказание

Подробнее

Информация от 27 ноября 2025 года

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Подробнее

Информация от 06 октября 2025 года

Управление Роспотребнадзора по Иркутской области (консультационный центр по защите прав потребителей)
Цифровая платформа МСП
QR-код ГИС ЖКХ
Госуслуги.Дом
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ
ВОЕННАЯ СЛУЖБА КО КОНТРАКТУ-ТВОЙ ВЫБОР!
Служи по контракту!
Отношение граждан к институту семьи 2025
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://kremlin.ru
перейти
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://government.ru
перейти
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
https://mvd.ru
перейти
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОС.УСЛУГИ
http://gosuslugi.ru
перейти
МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://mchs.gov.ru
перейти
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://council.gov.ru
перейти
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://www.duma.gov.ru
перейти
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
http://ksrf.ru
перейти
ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
http://programs.gov.ru
перейти
ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
http://budget.gov.ru
перейти